Основы функционализма наиболее полно сформулировал Тол -котт Парсонс (1902-1979 гг.)
Человеческое действие, по Парсонсу, есть самоорганизующаяся система, специфику которой, в отличие от систем физического и биологического действия он усматривал, во-первых, в символичности, т. е. в наличие таких символичных механизмов регуляции, как язык, ценности и т.д., во-вторых, в нормативности, т.е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм; наконец в волюнтаристичности, т.е. в известной иррациональности и независимости от познаваемых условий среды и в то же время, в зависимости от субъективных "определений ситуации". На основе этого Парсонс строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую культурную, социальную, личностную и органическую подсистемы, находящиеся в отношениях взаимообмена.
Одной из главных составляющих концепции Парсонса является инвариантный набор функциональных проблем: адаптации, це-ледостижения, интеграции, воспроизводства структуры и снятия напряжения, решение которых обеспечивается специализированными подсистемами / 1 /. Т. Парсонс стремился обосновать центральную идею своего социального учения, идею "социального порядка", в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус).