Интерпретация полученных данных

динамику показателя, исследователь может для решения отдельных задач сам сконструировать некоторый индекс.

Обычно индексы конструируют для решения сложных задач. Успех их построения во многом зависит от находчивости и социо­логического опыта исследователя.

Таким образом, приведенные виды обобщения и отображения социологических данных в принципе достаточно, чтобы решить задачи, возникающие в ходе опросов общественного мнения.

3.3. Интерпретация полученных данных

Интерпретация - это научная процедура, посредством которой в социальной действительности выделяются признаки социальных яв­лений (или чаще их классов), составляющие содержание данных по­нятий. Такие признаки называются индикаторами (показателями). Интерпретация является обычно составной частью процедур социо­логического наблюдения (если оно формализовано и осуществляется по определенной программе) или измерения. По своей основной на­правленности (от содержания понятий к эмпирическим явлениям).

В отличие от дефиниций, контекстуальных понятийных связей (логических методов раскрытия содержания понятия, его интенсио-нала), эмпирическая интерпретация, как и концептуализация, имеют практическую природу, иначе говоря, их эффективность может быть обоснована лишь последующими шагами исследователя, в конеч­ном счете - результатами всего исследовательского цикла. Для ин­терпретации (или концептуализации) не может быть построена дис­курсивная логическая последовательность действий, поскольку сама суть этих операций заключена в выходе за пределы логических свя­зей. Тем не менее интерпретация может иметь более или менее раз­витую логическую часть, обычно предваряющую собственно прак­тические шаги или действия. Степень развитости логического меха­низма интерпретации зависит от уровня абстрактности и степени об­щности понятий, вида эмпирического исследования, накопленного исследовательского опыта, стандартизации инструментов наблюде­ния или измерения. Практический механизм интерпретации уточня­ется на программной стадии исследования. При подготовке инстру-

ментов формализованного наблюдения или измерения определяется состав индикаторов, служащих эмпирическому обоснованию поня­тий, способ обоснования (методы записи, контроля и преобразова­ния информации, методы анализа), характер разделения труда меж­ду исследователем, вспомогательным персоналом (интервьюер, на­блюдатель, счетчик, эксперт, кодировщик, программист) и рес­пондентом (если используется саморегистрация).

Отношение между содержанием понятия и его эмпирическими индикаторами в гносеологическом плане раскрывается в диалек­тике общего и специфичного, абстрактного и конкретного. Любой набор индикаторов данного понятия рассматривается как выборка из всех возможных его индикаторов (универсума индикаторов, предметной области понятия, его экстенсионала). Индикаторы де­лятся на прямые и косвенные. Прямые индикаторы непосредственно характеризуют содержание понятия, косвенные, или сопутствую­щие, делают это в силу известной (практически доказанной) связи с интересующим исследователя свойством.

Для многих областей социальной реальности прямые индикато­ры либо отсутствуют (субъективный мир, явления индивидуальной психики, общественного сознания, традиционных общественных институтов и культуры), либо в силу своих масштабов выходят за пределы возможностей индивидуального наблюдения и подлежат косвенному измерению (степень бюрократизации общества, уровень преступности и т.п.). Эти обстоятельства, а также зачастую неопреде­ленность классификации индикаторов на прямые и косвенные в со­циологии приводят к необходимости использования множества ин­дикаторов при интерпретации ставят проблемы взаимозаменяемости индикаторов, их разной валидности. Отражением этих методологи­ческих проблем является стратегия особых средств измерения (тес­тов, индексов, шкалирования) в психологии, социологии и др. на­уках, а также особые требования к сравнительным, повторным и т.п. исследованиям, где возникает проблема сопоставимости данных /4/ . В каждом конкретном случае интерпретация осуществляется уси­лиями коллектива людей, опытными социологами. Она связывается с объективными и субъективными факторами, действующими в об-

следованной группе населения или регионе, опирается не только на итоги проведенного социологического исследования, но и на стати­стический материал, результаты других исследований. Одним сло­вом, на все то, что позволяет проверять и уточнять правильность интерпретации полученных результатов, усиливать степень обосно­ванности сформулированных на их основе выводов.

Таким образом, сами по себе полученные данные показателями не являются, а представляют собой лишь обобщенные по задан­ным логическим и математическим правилам числовые величины, которым еще только предстоит приобрести определенное смысло­вое содержание. Кроме того, каждая числовая величина может быть проинтерпретирована с различных точек зрения. Поэтому социо­логические данные превращаются в показатель только в том слу­чае, если исследователь «вносит» в них содержательный смысл, то есть соотносит их с изучаемой проблемой, с наиболее важными сторонами объекта и предмета исследования.

Предмет: