Собственно вспомогательные глаголы

.......................................................................................................................................................................

К вспомогательным глаголам, не имеющим полноценного лексического значения, относятся:

е (ту)                                    делать

де (у)                                    сказать, молвить

жазда (у)                            чуть было

 

Глагол ет(у), сочетаясь с разными частями речи, участвует в образовании сложных, составных глаголов:

арман ету                            мечтать

дiр-дiр ету                          дрожать

жалт ету                              блеснуть

.......................................................................................................................................................................

Емес, принимая на себя личные окончания, специализируется на образовании отрицательных форм глагола и других частей речи:

 

бала емес+пiн                          Я не ребенок.

кєрi емес+сiњ                           Ты не старый.

айтќан емес+сiз                      Вы не говорили.

мен емес                                       Не я.

.......................................................................................................................................................................

Форма с емес содержит по сравнению с жоќ категоричное и полное отрицание:

 

кµрген жоќ+пын                     не видел

кµрген емес+пiн                      не видел (никогда, вообще)

.......................................................................................................................................................................

Слово емес не используется с деепричастиями.

Жоќ сочетается с формой причастия на -ѓан, -ген, -ќан, -кен:

 

бар+ѓанжоќ                             не ходил

кел+генжоќ                              не пришел

.......................................................................................................................................................................

Слово емес, в отличие от слова жоќ, может образовывать отрицательные личные формы:

 

                 от существительных:

бала емессiњ                    ты не ребенок

 

                 от прилагательных:

ыстыќ емес                       не жарко

 

                 от числительных:

алтау емес                         не шестеро

 

                 от местоимений:

мен емеспiн                     не я

 

                 от наречий:

тµмен емес                        не низко

.......................................................................................................................................................................

Де(у)в отличие от остальных глаголов данной группы используется как полноценный глагол.

 

Ол не дейдi?                                         О чем он говорит?

Мен не деп т±рмын?                         О чем я говорю?

Сен не дедiњ?                                       Что ты сказал?

.......................................................................................................................................................................

Формы де, деп, десе, деген, дер, дейдi, дедi- широко используются для оформления

частей сложного предложения.

 

Ќолыњ ќатты дейдi,                            Я боюсь, говорят,

ќорќып т±рмын.                                  что у тебя рука тяжелая.

.......................................................................................................................................................................

Вспомогательный глагол жазда(у) совместно с другими глаголами участвует в образовании форм, передающих значение чуть было не свершившегося действия.

 

Мен с±рай жаздадым.                      Я чуть было не спросил.

Сен бара жаздадыњ.                          Ты чуть было не пошел.

Сiз айта жаздадыњыз.                      Вы чуть было не сказали.

.......................................................................................................................................................................